Москвичи
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Перейти вниз
Брагин Александрович
Брагин Александрович
Сообщения : 17
Дата регистрации : 2019-12-31

Психология отношений схема Empty Психология отношений схема

Сб Апр 23, 2022 6:55 am
Анкета является разновидностью письменного опроса; предназначена для получения такой информации о человеке, которая не имеет непосредственного отношения к его личностным чертам и особенностям. Наиболее типичные вопросы анкет относятся к уровню и характеру образования человека, специальным навыкам, которыми он владеет, и другим относительно объективным показателям. В психодиагностике такие анкеты позволяют получать информацию, необходимую для достоверной интерпретации показателей других методик. Выделяют различные типы анкетного опроса: сплошной и выборочный, индивидуальный и групповой, очный и заочный. Беседа - метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Беседа является свободным диалогом между исследователем и собеседником. Как диагностический метод беседа даёт богатый материал для изучения и анализа, позволяет получить информацию о внутренних процессах, субъективных переживаниях и особенностях поведения человека, которые не могут быть обнаружены с помощью объективных методов. Беседа всегда проводится индивидуально, часто - в отдельном помещении, поскольку служит особым средством установления тесного личного контакта с собеседником и может использоваться не только как диагностический, но и как психотерапевтический метод. Беседу, построенную в виде вопросов-ответов, определяют как интервью. Дающий интервью человек называется респондентом (от англ. response - ответ). При свободном варианте метода намечается лишь общая тема, отсутствует детальный план интервью, его содержание зависит от конкретной ситуации. Глубинное интервью носит более формализованный характер, осуществляется по гибкому плану, включает в себя ряд тематически определённых вопросов, позволяющих детализировать информацию с целью изучения «глубинных» пластов исследуемого явления. Сфокусированное (или направленное) интервью ещё более формализовано, с заранее известной респонденту темой и готовым перечнем вопросов, на каждый из которых необходимо предоставить ответ. Интервью с открытыми вопросами предполагает произвольные ответы с разной степенью детализации, определяемой самим респондентом. Стандартизованное интервью по форме похоже на устно предъявляемый опросник, предполагает строгую последовательность вопросов и жёсткие рамки ответов (например, «да» или «нет»); такой способ интервью позволяет сопоставлять и сравнивать результаты, полученные разными исследователями, в разное время, на разных группах людей. Тест (от англ. test - проба, испытание, проверка) - фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий. Часто все психологические методики называют тестами, однако это не совсем корректно. Тесты имеют строгую, проверенную, обязательную для соблюдения процедуру применения, включая одинаковость даваемой инструкции и бланков обследования, заранее установленный, стандартный способ регистрации, обработки и интерпретации результатов, а также «нормы теста» (усреднённые показатели уровня развития психологического качества, оцениваемого с помощью теста). Благодаря своей стандартизированности тесты применимы к людям разного возраста, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт. Процедура стандартизации определённой методики, т.е. «превращение» её в тест - длительный и трудоёмкий процесс, требующий усилий многих исследователей. Далеко не все методики поддаются стандартизации, в наименьшей степени - проективные. Под опросниками подразумевается обширная группа психологических методик, задания которых представлены в виде заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых. Тест-задание предполагает оценку психологии человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества. В основе проективных методик лежит так называемый «механизм проекции» (от лат. projectio - выбрасывание вперёд), согласно которому человек приписывает свои внутренние установки, стремления, ожидания, неосознаваемые (часто негативные, не признаваемые в самом себе) личностные качества предметам, другим людям либо животным. Проективные методики могут быть различными по форме - психолог может попросить нарисовать и прокомментировать рисунок или ввести испытуемого в воображаемую, сюжетно неопределённую ситуацию, подлежащую произвольной интерпретации. На основании ответов судят о собственной психологии отвечающего человека - по тому, как он воспринимает и оценивает ситуации, поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает. Такие методики требуют большой специальной подготовки и высокой профессиональной квалификации психолога. Ещё одним способом классификации методик психологической диагностики является их деление на те, в которых задания предполагают правильный ответ - так называемые «объективные» тесты (они являются «проверкой» в прямом смысле слова), и те, где правильного ответа быть не может. В последнем случае оценивается лишь частота и направленность ответов; обычно по такому принципу построены личностные опросники - методики, диагностирующие выраженность той или иной черты, того или иного свойства личности. По величине охвата психологических характеристик методики могут быть одномерными (когда оценивается только одно какое-то качество или свойство) и многомерными (когда с помощью одной методики можно диагностировать сразу несколько свойств или качеств). Обработка результатов психологического исследования может проводиться двумя способами - количественным (математико-статистическим) и качественным, каждый из которых имеет собственные достоинства и недостатки. Методы математико-статистического анализа, с одной стороны, могут подтвердить «статистическую достоверность» полученных результатов исследования (т.е. повсеместную распространённость выявленной в исследовании закономерности). С другой стороны, цифры сами по себе «не говорят» ни о чём людям, принявшим участие в исследовании; кроме того, психические явления далеко не всегда могут быть описаны формальным языком математики. Качественный анализ в свою очередь позволяет чётко описать и убедительно объяснить полученные результаты исследования; однако его использование требует определённой квалификации психолога, и остаётся открытым вопрос о степени распространённости выявленной закономерности. Поэтому в современных научных исследованиях оба способа обработки данных используются одновременно. Интерпретируются результаты психологических исследований также двумя способами: путём привлечения сведений о развитии какого-либо психического явления (генетические методы) либо путёмвыявления классов, типов данного психического явления на текущий момент времени (структурные методы).
Вернуться к началу
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения